Фрагмент для ознакомления
1
Аннотация 3
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы бихевиоризма 7
1.1 Сущность бихевиоризма, основные идеи Д. Уотсона 7
1.2 Учение Б. Скиннера 13
1.3 Роль отбора в поведении в теории бихевиоризма 15
Глава 2 Анализ роли и вклада бихевиоризма в развитие современной психологии 19
2.1 Бихевиоризм и психология мотивации. Мотивация обучения 19
2.2 Бихевиоризм и его вклад в изучение девиантного поведения 22
2.3 Бихевиоризм и объяснение поведения в социальных сетях 25
Заключение 33
Список использованных источников 36
Фрагмент для ознакомления
2
Фактически уже к 20-м годам XX в. психология разделилась на отдельные школы, которые по-разному выстраивали свои концепции о содержании и структуре психики, рассматривая в качестве ведущей познавательную, мотивационную или поведенческую сферу психического. В тот момент появились три ведущих направления - бихевиоризм, гештальтпсихология и глубинная психология, каждое из которых имело собственный предмет психологии и свой метод исследования психики.
Предметом бихевиоризма стало поведение, которое исследовалось путем экспериментального изучения факторов, влияющих на его формирование, т. е. на образование связей между стимулами и реакциями.
Гештальтпсихология исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле (прежде всего поле сознания), причем для изучения этих гештальтов применялись новые методы, разработанные по аналогии с методами изучения физического поля. Глубинная психология сделала своим предметом глубинные, бессознательные структуры психики, методом изучения которых стал психоанализ. Позднее, уже во второй половине XX в., возникли новые школы - гуманистическая и когнитивная психология.
Исторические и методологические оценки бихевиоризма достаточно известны: метод объективного наблюдения, эмпиризм, антиментализм и неметафизический подход к сознанию и пр. Эти моменты определяют академическое представление о данном направлении в психологии.
Целью данной работы является рассмотрение роли и значения бихевиоризма для развития современной психологии.
Задачи:
- описать сущность бихевиоризма, основные идеи Д. Уотсона;
- рассмотреть учение Б. Скиннера;
- изучить роль отбора в поведении в теории бихевиоризма;
- проанализировать бихевиоризм и психологию мотивации;
- описать бихевиоризм и его вклад в изучение девиантного поведения ;
- проанализировать бихевиоризм и объяснение поведения в социальных сетях.
Объект исследования – бихевиоризм.
Предмет исследования – значение бихевиоризма для развития современной психологии.
Глава 1 Теоретические основы бихевиоризма
1.1 Сущность бихевиоризма, основные идеи Д. Уотсона
Бихевиоризм как научное направление появился в начале XX в., его родоначальником был Джон Уотсон.
Общая естественнонаучная установка Д. Уотсона сложилась под воздействием эволюционного учения Ч. Дарвина и выразилась в отрицании им сущностного различия между человеком и животным [10, с. 79-80]. Философским основанием бихевиоризма следует считать агностические установки английского эмпиризма; по признанию самого Д. Уотсона наибольшее влияние на него оказали идеи Д. Локка и Д. Юма. Применительно к психологии поведения это означает, что исследователь не имеет возможности проникнуть в субъективный мир «души», а метод классической интроспекции недостаточно объективен. Объективистская интерпретация поведения бихевиористами восходит к философии прагматизма.
Фрагмент для ознакомления
3
Афанасьев B.C., Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения. – СПб. 1993.
Барыкинская А.М. Бихевиористский взгляд на мотивацию к учебе// ВЕСТНИК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК. 2021. № 5. С. 37-39
Иванова Л.Л., Харченко О.К., Харченко Е.В. Девиантное поведение в молодежной среде//ПРОБЛЕМЫ И СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ. Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 54-60
Ковальчук, М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос, 2020.
Кузьменков В. А., Криминальная аномия как социальная проблема // Социологические исследования. — 2019. — № 1. — С. 96-105
Куликов Д.К. О некоторых аспектах теории мышления в бихевиоризме//INTERNATIONAL SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE OF PEDAGOGUES AND PSYCHOLOGISTS "SCIENTIFIC GENESIS". Том 2. European Association of pedagogues and psychologists "Science". 2014. С. 213-226
Мешкова Г.А. Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме// MODERN SCIENCE. 2020. № 5. С. 175-177
Палмер Д. С. Концептуальные основы бихевиоризма Скиннера//ВЕСТНИК НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПСИХОЛОГИЯ. 2013. № 2. С. 90-113
Танова А.Г., Ярыгина В.Р. Типология поведения пользователей в социальных сетях//ТЕХНОЛОГИИ PR И РЕКЛАМЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. Том 1. Печатается по решению Совета по издательской деятельности Ученого совета Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. 2018. С. 206-215
Уотсон Д. Психология с точки зрения бихевиориста // История психологии (10-е–30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. Под ред. П.Я. Гальперина, А.И. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1992
Федоров А. А., О гуманистическом смысле бихевиоризма Б. Ф. Скиннера: к 50-летию выхода в свет книги "По ту сторону свободы и достоинства" // Вопросы психологии. — 2021. — № 6. — С. 125-127.
Чебыкин И. А., Мыльников Д. И. Бихевиоризм, конструктивизм и коннективизм как образовательные парадигмы//ГУМАНИТАРНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. Материалы XVI межвузовской студенческой научно-практической конференции. Том Часть 2. Новосибирск, 2021. С. 242-244
Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.- 532с.
Якупов Р. М., Тарасова С. А. Управление поведением осужденных на основе принципов бихевиоризма//ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Материалы Международной научной конференции адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов. 2017. С. 182-186
Яновская Н. Б., Продуктивное обучение и контроль качества усвоения учебного материала // Alma mater. — 2016. — № 3. — С. 25-30